За каждый термин 2 балла, в сумме - не более 8 баллов.
За указание отличающегося по значению термина с обоснованием - 2 балла.
Итого: максимум - 10 баллов.
2. В русском языке есть междометие, в котором произношение звуков кардинальным образом отличается от произношения других звуков русского языка. Оно встречается и в художественной литературе, например, в романе М.Булгакова «Белая гвардия»:
— А-а, — хрипел Мышлаевский, оседая к полу.
Черная щель расширилась, и в ней появилась Николкина голова и шеврон.
— Никол. помоги, бери его. Бери так, под руку.
— Ц-ц-ц… — жалостливо качая головой, бормотал Николка и
напрягался.
В чем заключается особенность произношения звуков в выделенном междометии?
Назовите междометие, записываемое иначе, но передающее сходный звук, произносимый обычным образом. Что означает это междометие?
Ответ:
Необходимым условием произнесения любого звука является наличие потока воздуха в произносительном аппарате. В русском языке (и большинстве других языков) этот поток создается при помощи легких и направляется из легких наружу через трахею, гортань, глотку и носовую или ротовую полость.
При произношении междометия ц-ц-ц воздушный поток
а) направлен не наружу, а внутрь речевого тракта,
б) создается не при помощи легких, а за счет разницы давлений в ротовой полости и вне ее.
Междометие тс!. записываемое иначе, но передающее сходный звук (зубную свистящую аффрикату), произносимый обычным образом, означает обычно призыв к тишине.
Оценка:
3 балла за указание на направление воздушного потока,
3 балла за указание на способ создания воздушного потока,
2 балла за сравнение с междометием тс! ,
2 балла за указание на его значение.
Итого: максимум - 10 баллов.
3. Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор:
здоровь…це, здоровь…чко
Ответ:
Написание этих безударных суффиксов подчиняется разным правилам орфографии и отражает разные ее принципы.
Суффикс –ец - (с беглым гласным) пишется в словах м.р. (братец, морозец, вопросец, народец ), а суффикс –иц - в словах ж.р. (лужа – лужица, просьба – просьбица ).
В сущ. ср.р. суффикс может записываться как –ец - и как –иц -. Выбор написания определяется местом ударения. Если ударение падает на слог, предшествующий суффиксу, то пишется И (маслице, креслице, платьице ). Если ударение падает на слог после суффикса, то пишется Е (пальтецо, письмецо, ружьецо ).
Безударный суффикс –ичк- пишется только в словах ж.р. образованных от основ с суффиксом –иц- (пуговичка, лестничка ). Ср. водица – водичка, сестрица – сестричка .
В остальных случаях пишется –ечк- (троечка, пешечка, семечко, ситечко, времечко, здоровьечко ), как в суффиксах с беглым гласным. Ср. доска – дощечка, крыльцо – крылечко, место – местечко.
Оценка:
Здоровьице – 1 б. за правильное написание, 1 б. за связь суффиксов –ец- и –иц- с категорией рода, 1 б. за связь выбора написания суффикса в сущ. ср. р. с ударением, 1 б. за примеры.
Здоровьечко – 1 б. за правильное написание, 1 б. за формулировку правила или объяснение написания, 1 б. за примеры.
Всего – 7 б.
4. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения обоснуйте свой ответ.
(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как в словах ого, ага буква y обозначает звук, похожий на русский [ы], č - звук, похожий на русский [ч]).
Итоги заочных Всероссийских олимпиад по русскому языку
Подведены итоги зимнего тура заочной Всероссийской олимпиады по русскому языку #171 Познание и творчество#187 : в номинации #171 Школа ребусов#187 (9-11 кл.) победил Рыцев Евгений (группа 1В) #8212 122 балла, лауреат, I место. Гран-при II место присуждено Валишину Данису (группа 1В) #8212 119 баллов, лауреат.
Дипломом победителя (серия ДШ-127-333619) Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку, которая проводилась на Всероссийском Образовательном Портале #171 Продлёнка#187 с 09 по 31 марта года, награждена Галимова Лиана (группа 1АПП-1) #8212 II место .
Сертификат участникаI Всероссийской дистанционной олимпиады по предмету «Русский язык», 10 класс, получила Самситдинова Регина, студентка группы 1АПП-1, набрав из 100 – 85 баллов, место по России – 4, место в регионе – 4 ( февраль , г.Новосибирск).
Преподаватель русского языка и литературы Русских Л.В. благодарит всех участников олимпиад!
Репетиторы по русскому языку
Предметы: литература, русский язык.
Учитель высшей квалификационной категории.
Образование: Башкирский государственный педагогический институт, филологический факультет, специальность – учитель русского языка и литературы (1982 г.).
Окончила курсы повышения квалификации Института развития образования, курсы Ю.С. Меженко, Д.С. Мурина, Ю.А. Поташкиной, Б.С. Дыхановой.
Повышение квалификации: Республиканский педагогический марафон «День учителя русского языка и литературы», издательство «Просвещение» (г. Москва) мастер-класс «Подготовка к итоговому сочинению по литературе» (г. Уфа) Всероссийский педагогический мастер-класс «Технология подготовки к ЕГЭ по литературе» (г. Санкт-Петербург).
Посетила вебинары компании PROFI.RU:
• «Секреты успешного репетитора. Коротко о главном»
• «Основы дистанционного обучения»
• «Итоговое сочинение – на высокий балл лучших вузов».
Опыт преподавания – 29 лет (школа).
Опыт репетиторства – 20 лет.
Умею быстро выводить ученика на успех.
Результаты Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Подведены итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык, как родной – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. И это объясняет популярность олимпиады по русскому языку в нашей школе, которая на сегодняшний день стала одной из самых многочисленных по числу участников. В ней приняло участие 129 учащихся 5-11 классов, среди которых имеются 7 победителей и 63 призера.
Вести классов
6Б и 6Г посетили Музей археологии и этнографии
Каникулы! Каникулы!… Какое замечательное время! Не надо ни о чем думать, и никуда спешить. Но в тоже время, когда уже вдоволь отдохнули, хочется разнообразия. 27 марта классные коллективы 6Б и 6Г посетили Музей археологии и этнографии города Уфы.
Снаружи красивое здание музея кажется небольшим, но экспонатов на самом деле очень много. Ребята побывали в нескольких залах и увидели настоящий скелет мамонта, огромную юрту с башкирским убранством, костюмы различных национальностей, населяющих территорию Башкирии. Во время археологических раскопок были найдены различные предметы домашней утвари - кувшины, миски, ложки и др. предметы. Услышали про самый большой метеорит весом 30 кг, который упал на территории Башкирии и что если положить на него руку, то загаданное желание может исполниться.Главная гордость и драгоценность музея - знаменитая Сарматская коллекция.
Несмотря на большой объем информации, которую передал экскурсовод, ребятам было интересно и познавательно. На память останутся «селфи», сделанные ребятами во время посещения музея.
И напоследок отметим, что последняя пятница каждого месяца – день бесплатного посещения Музея археологии и этнографии Уфы для лиц младше 18 лет. Прекрасный повод отправиться туда с детьми!
Мусина ГФ
Экскурсия в Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова (7а класс)
Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова окунул наш класс в культуру и эпоху XVIII-XIX веков. Было достаточно интересно увидеть то место, которое описывал писатель в своем произведении «Детские годы Багрова - внука».
Все было именно так, как мы представляли: большое здание, в которое легко могло поселиться двадцать, а то и тридцать с лишним человек! Миниатюрные чашечки, нежные и в тоже время строгие лиловые стулья и интерьер, который в каждой комнате был особенный, правда комната самого Сергея Аксакова была на удивление простой: спокойный мягкий голубой тонн, обыкновенный дворянский умывальник на деревянном столике… Но совсем не простой для Сергея Аксакова маленький сундучок, который хранил в себе все богатства маленького Сережи. Этими «богатствами» Сережа называл камушки, которые, как нам объяснили, собирали дети в то время у рек.
Дом был просто огромным! Большая гостевая, буфетная, комната маленькой сестренки Сергея Аксакова и многие другие комнаты были очень увлекательными. Девочек больше всего впечатлила комната матери – Марии Николаевны: стеклянный графинчик, переносная чернильница, изношенный шелковый платочек, и этот прекрасный туалетный столик. Ах! Сколько можно было бы туда сложить украшений, духов, косметики! Каждая девочка позавидовала бы Марии Николаевне.
А мальчишкам больше приглянулась малая гостевая. То уютное место, где довольно редко, но встречалась по вечерам вся семья Аксаковых. Такие часы Сережа очень ценил ведь, как и во всех дворянских семьях, дети очень редко виделись с родителями, а своего отца и мать Аксаков очень любил. Там висит прекрасная гобеленовая картина, на которой можно увидеть дивные наряды и мужчин, и женщин в те времена. Малиновые стены и лиловые стулья, создающие мягкий уют, словно просят присесть на пару минут и выпить со своими друзьями по чашечке горячего чая.
Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова показался нам весьма изящным, а также занимательным для взрослых и детей. Мы узнали много нового о культуре конца XVIII века и получили достаточно вдохновения у той эпохи.
Обязательно сходите и Вы! Проникните в детство талантливого писателя, подарившего нам великолепную историю об Аленьком цветочке на русском языке – Сергея Тимофеевича Аксакова.
Спасибо
7 «А» класс
Умные каникулы
16 февраля детский парк развлечений «Мегаленд» в ТРЦ Планета сделал нашим первоклассникам подарок – пригласил бесплатно посетить уникальный проект детского отдыха и образования «ЧадоГрад».
«ЧадоГрад» - это красивый детский городок с улицами, площадями, зданиями и сооружениями. Мальчишки и девчонки, посещая каждое из зданий и участвуя в игре, работают, получают знания и навыки, общаются друг с другом.
В игровой форме дети знакомились с интересными и популярными профессиями — повара, банкира, пожарного, танцора, спасателя и другими. Ребята получали специальные документы, в которых проставлялись отметки о том, что они овладели навыками той или иной профессии, зарабатывали импровизированные деньги… Но самое главное – узнавая новое, первоклассники общались и помогали друг другу.
Не менее веселым и ярким подарком оказалось приглашение попрыгать на батуте и проявить сноровку в огромном лабиринте.
Первый день каникул ребята провели под девизом «Познавая – обучаемся! Отдыхая – развиваемся!».
Ястребова Н.Н. учитель 1а класса.
Поездка в цирк
Конь во весь опор бежит,
На коне лихой джигит,
Пролезает под конем,
Кувыркается на нем
Весело, ловко.
Ай да джигитовка!
В Уфимском цирке 28 января состоялся день открытых дверей. Наш 1 В класс тоже увидел открытую репетицию с медведями, леопардом и знаменитым конным цирком под руководством легенды Российского цирка Народным артистом Р.Ф. Тамерланом Нугзаровым.
Сначала мы увидели, как репетирует конный цирк, в котором присутствовали такие элементы, как «джигитовка», «высшая школа верховой езды» и «почта». А потом сами зрители покатались верхом на цирковых скакунах. Пока шла репетиция, дети-зрители постоянно задавали интересующие их вопросы. Каково же было наше удивление, когда нам сказали, что самая большая гордость цирка – Маэстро, конь очень редкой породы липициан, купленный в Вене, стоит 47 тысяч евро. Оказывается, эта порода лошадей от природы наделена артистизмом и музыкальным слухом.
Когда же мы увидели леопарда и медведя, чувство какого-то страха не покидало нас, ведь когда само представление идет, кажется, что все это естественно, как будто смотришь фильм, а здесь все вживую, все рядом. К сожалению, гималайский был без настроения и покинул арену. Нам объяснили, что медведи и обезьяны – это самые непредсказуемые звери. А после под куполом цирка появился мост, где шли бои на шпагах…
Наверное, от представления мы бы не получили столько эмоций, как от репетиции, потому что мы словно подглядели в глазок, стали активными участниками подготовки самого «зрелища». Конечно же, после такой репетиции безумно захотелось сходить на само представление, которое называется «ВИВА ЗОРРО».
1 В класс и Камалетдинова С. В.
Уфа Общество / Город Уфа - Определены победители регионального этапа олимпиады по русскому языку и праву
автор: Эльмира Сабирова
В Башкортостане продолжается региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. На сегодняшний день проведено 15 из 21 олимпиады. Одни из последних результатов #151 по русскому языку и праву.
Как сообщили в Министерстве образования РБ, победительницей интеллектуального состязания по русскому языку среди девятых классов стала Елизавета Третьякова из СОШ № 20 города Белорецка, среди десятых – Маргарита Тишина, ученица гимназии № 1 Стерлитамака. К слову, Маргарита также является абсолютным победителем регионального этапа олимпиады по английскому языку среди 9-11 классов. Также ученица выпускного класса Юлия Соколянская из уфимской средней общеобразовательной школы № 31, является лучшей среди одиннадцатых классов.
Сразу два победителя определились в одиннадцатом классе в олимпиаде по праву: Лиана Фаизова из гимназии № 1 Стерлитамака и Александр Мухгалин из столичного лицея № 107. В десятом классе лучшим стал Вадим Исхаков (гимназия № 1 г.Нефтекамска), в девятом – Мария Гайнетдинова (гимназия № 1 г.Кумертау).